пн-пт 09:00-18:00; сб 9:00-15:00; вс выходной
Автосалон Lada: пн-пт 09:00-18:00; сб 9:00-17:00
Итак:
«Цифровые» следы автомобильных покрышек
Компания «Татнефть» из Татарстана собирается начать серийный выпуск, так называемых - «УМНЫХ» автомобильных покрышек. Таким образом вопрос стоит о «вживлении» в боковой борт автомобильной шины датчика с микрочипом, тое есть, об именуемом так транспондере типа Radio Frequency IDentification (RFID) с идентификацией на радиочастотах.
В настоящее время такая технологический способ идентификации даёт гораздо более широкий спектр возможностей по сравнению другими – уже классическими маркировочными системами. Создаваемая электронная радиосвязь связь между автопокрышкой и специальной системой для регистрации и обработки полученных данных предоставляет отличную возможность построить «Умную» логистику в течении всего жизненного цикла автошины - от самого её создания до момента ей рециклинга или же утилизации. Такая автомобильная покрышка будет оставлять, присущий только ей, «цифровой» след на каждом из этапов в дистрибуции готовой продукции, её эксплуатации, складирования, починки, вторичной переработки или восстановления шинного протектора.
Прототип этой автомобильной покрышки уже был презентован президенту Республики Татарстан Минниханову Руслану в ходе проведения «Нефтяного саммита РТ», прошедшего летом этого года в Бугульминском районе Татарстана. К слову следует упомянуть, что сама эта нефтяная компания и в докладе ей Гендиректора Маганова Наиля, и в передвижной экспозиции, и сделала упор на новые информационные технологии, пронизывающие все сферы производственной деятельности Компании «Татнефть», включая так же и само производство автомобильных шин. Одним из многих докладчиков у выставочных стендов являлся Директор управляющей Компании «Татнефть-Нефтехим», которая выполняет функции управления шинным комплексом «Татнефть», Вахитов Анвар. Кроме того, всем желающим пояснения давал Начальник управления автоматизации производством в этой Компании Карпов Александр.
Автомобильная первая «ласточка»
Итак, первенцем стала цельнометаллокордная автомобильная шина (ЦМК) с пассивной RFID-меткой, выдерживающая нагрев до очень высоких темпер. Рабочий радиочастотный частотный диапазон передатчика с микрочипом этой автошины зиждется в диапазоне 860…960 Мегагерц. Такая «умная» метка встроена в шину ещё на первичном этапе сборки сырой автомобильной покрышки и далее, вместе с ней она успешно прошла стадию вулканизации с помощью разогретой доя 180 градусов воды.
В массовую серию «умные» автомобильные шины должны запустить до конца 2017 года, на, а в следующем, 2018 году, уже начнётся их полномасштабное производство на Нижнекамском заводе цельнометаллокордных шин.
О поставке микрочипов для автошин, адаптированных к требованиям в Европе, уже достигнута договоренность с Компанией «Mesnac» из Китая, являющейся одним из лидеров по производству различного оборудования для шинной отрасли.
Важным компонентом в системе «Умная» шина является облачное хранилище, мобильное приложение и открытый интерфейс для полноценного обмена информацией с дата-системами будущих заказчиков, такими как, например - «Система управления автопарком».
Меткам типа RFID не нужны аккумуляторы или источник электроэнергии для подзарядки, так как они функционируют за счёт энергии электромагнитных волн в момент передачи данных. Срок эксплуатации таких микрочиповых меток значительно дольше, чем у самих автомобильных покрышек. Кроме того, их владелец может вносить свои идентификационные данные, которые, впоследствии, возможно будет менять в период их срока службы.
Как же работает «цифровая» автопокрышка?
Такая инновационная технология, как считает Директор «Татнефть-Нефтехим», абсолютно никак не отразится на розничной цене покрышек, но при этом, пользователям автомобилей придётся обзавестись специализированными считывателями данных с микрочипов. Хотя, в будущем, всё это окупится, как говорится, сторицей. А за счёт чего это будет?
Ну, первоочерёдно, за счёт снижения аварий и ремонтов, считает Вахитов А. Ну, а главнейшей же функцией он обозначил увеличение сервисного уровня, например, для владельца таких шин буедт прозрачен весь период эксплуатации изделия.
Встроенная микросхема имеет встроенную память объёмом в 520 битов, на которой сохраняется вся исходная информация о шине, как-то кто изготовитель, дата изготовления, типоразмер, рабочая смена на производстве, каков материал, технологическая схема и прочее. Такая информация вполне может состыковываться со штрих-кодом, который обыкновенно для всех недоступен, так как прикрыт ободом колеса или же может быть стёр в процессе пользования. Кроме того, множество автомобилей оснащается шинами, которые спарены. У автовладельца вполне может быть внесена и иная информация, важная для него, как-то, например, о процессе их обслуживания, что вполне будет доступно автомеханикам в автосервисе.
Как это вообще функционирует? В странах Запада на въездах в автомобильные парки, зачастую, стоят рамки-антенны с возможностью быстрого считывания, до сотни за одну секунду. Информация, при выезде и въезде автотранспорта, на расстоянии порядка десяти метров считывается рамкой и таким образом начинает вестись отсчёт пробега колёс. Или же, в другой ситуации, автомеханик просто снимает данные с автомашины ручным устройством для считывания с чипа. В настоящее время проводятся переговоры с заказчиками из России, готовых поддержать такое новшество.
Для производителя шин также имеется своя выгода. Производимый обмен данными с пользователем, с учётом состояния его автомобиля, позволяет максимально быстро осуществить заказ на замену новых автомобильных шин или же предложить, как вариант, восстановление истёртого протектора. Автовладельцам придёт напоминание о необходимости замены покрышки или же обращения в специализированный сервис за восстановлением.
К тому же, «Татнефть» ещё в 2015 году, как сообщал Информ-Девон, на площадке предприятия «Нижнекамского завод ЦМК шин» вместе с фирмой «Marangoni SpA из Италии» начала деятельность по восстановлению цельнометаллокордных покрышек. То есть имеются ввиду шины с наработкой более 250 тысяч километров. Цена восстановления автомобильного колеса составляет около 65…70 процентов от стоимости нового, при тех же самых его эксплуатационных свойствах. Собирание данных о шинах б/у и последующая продажа восстановленных колёс проводится посредством дилерской сет Торгового дома «Кама» - генерального дистрибьютора продукции шинного комплекса Компании «Татнефть».
Имеется и такой нюанса, на который обращает внимание Карпов А., что во время вывоза шин со складов их производителя автоматически будет контролироваться, сколько их было отгружено в транспортировочную автомашину, так как масса каждого такого изделия записана в чипе. И ещё одним преимуществом «Умных» шин, безусловно, является именно то, что существенно снижаются возможности для совершения их краж или не вполне законного оборота.
Протекторы не стоят на месте
Самыми первыми начали встраивать микрочипы в шины такие их производители, как Bridgestone, Goodyear, Continental и Michelin, которые двинулись ещё дальше, и уже сейчас являются миру новые поколения минисенсоров, которые кроме измерения температуры и давления дают прогноз по износу самого протектора. Достигается это посредством слияния системы мониторинга давления (TPMS) с метками системы RFID, и если для контроля давления и состояния шины консервативным способом необходимо около пятнадцати минут, то новая комбинированная система заметно уменьшает время на это.
В шинном комплексе Копании «Татнефть» такая работа проводится в рамках новой концепции «Индустрия 4.0», включающей в себя создание процессов, «умных» заводов и продуктов. Как отметил Вахитов А.: «Цифровой мир не стоит на месте и, по большому счёту, «Умный» протектор должен принести свой вклад также и в государственную задачу, как увеличение мер безопасности при эксплуатации автотранспорта. В РФ с 2020 года предлагается внедрить обязательное оснащение всех коммерческих авто, так называемыми, «чёрными ящиками», и не исключено, что в таком русле могут возникнуть также и новые нормативные требования к протекторам колёс. Поэтому мы все обязаны быть готовыми к возможным новшества в действующем законодательстве».